Телефоны:

Позвоните мне

Выбрать одного из 1099 Адвокатов

к списку статей адвокатов

Единство судебной практики пока не сложилось

Наумов Сергей Анатольевич
г. Ростов-на-Дону

Принимает звонки сегодня с 10:00 до 19:00
Позвонить

«Федеральный закон от 07.11.2011 N 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" восстановил права военнослужащих - участников боевых действий в Таджикистане: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Ранее предоставление этим категориям лиц мер социальной поддержки производилось также в соответствии с Законом РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
По данному факту полагаю возможным поделиться общим мнением юристов нашей компании, основанном на теоретическом изучении данного вопроса и практическом его применении, связанным с участием в судах общей юрисдикции в качестве представителей бывших военнослужащих по искам о признании прав на льготы в соответствии с вышеуказанными Законами, в связи с выполнением им задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территориях государств Закавказья, Республики Южной Осетии, Абхазии, а также на территории Северного Кавказа Российской Федерации.
Так, известно, что право толковать (разъяснять) законы Российской Федерации предоставлено судам Российской Федерации, у которых по прошествии определенного периода складывается единая судебная практика, которая, как правило, основывается на разъяснениях, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации или обзоров судебной практики судов второй инстанции или вышестоящих судебных органов.
В связи с непродолжительным периодом, прошедшим с момента вступления в силу Федерального закона от 07.11.2011 г. N 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", т.е. с 01.01.2012 г., единой судебной практики еще не сложилось. Однако, полагаю, что при принятии решений суды первой инстанции руководствуются и будут руководствоваться «Обзором судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций" от 26.05.2003 г. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Это довольно большой обзор, но в нем четко изложен ряд ключевых позиций, в том числе: «Предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" льготы и компенсации предоставляются только тем военнослужащим, которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определенных в установленном порядке территориях. Поэтому военнослужащие, выполнявшие задачи вне их границ, установленных нормативным актом, не имеют право на получение этих льгот, несмотря на включение воинских частей, в которых они проходят службу, в соответствующий перечень».
Таким образом, отказ командования (военных комиссариатов) в обеспечении льготами в связи с формальным отсутствием приказа о выполнении задач конкретным военнослужащим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и невключением воинской части, в которой они проходили военную службу в соответствующий список, при фактическом выполнении военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта в действительности, должен признается незаконным.
С учетом вышеизложенного, полагаем, что при принятии решений суды в ходе разрешения споров о признания за военнослужащими (бывшими военнослужащими) прав, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", как участников боевых действий в Таджикистане (сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года) будут руководствоваться тем же принципом.
Недостаток, связанный с тем, что доказывать свое право на льготы приходится в судебном порядке, компенсируется тем, что мы – налогоплательщики, не будем финансировать тех лиц, которые не заслужили этого права, а пытаются воспользоваться им незаконно, как в Греции - даже работающие таксисты получали пособие по инвалидности в связи со слепотой!»

От редакции: Мы продолжим внимательно следить за тем, как будут развиваться события, и будем информировать читателей. Ждем откликов, писем, звонков от наших читателей.

Источник публикации: газета ФСБ России «Граница России Северный Кавказ» № 38 (5598), 28 сентября - 4 октября 2012 года